?

Log in

No account? Create an account
The Lost Children - Kingdom of Michael Jackson. In loving memory.

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Полезные ссылки про Майкла Джексона.

TAGS
Административное
funeral похороны
Jackson family
Joseph Jackson
"Michael" album
News
Opus.
Private
Tabloids жёлтая пресса
This is it
Tributes.
Videos видео
Visions
Актёрское мастерство
Борьба с ложью
Вопросы
Дети
Дискография
Интервью
Как со мной случился МДж
Клевета
Книги
Концерты
Личные истории
Наш перевод
Неизданные/редкие песни
Обсуждение песен
Окружение
Покупки
Разбор музыки
Расследование смерти.
Ссылки.
Танцы
Театр абсурда
Традиция.
Фото.
Эксклюзив.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Видеоклипы
Дискография
Зажечь свечу
Книги
MJJCommunity
Слова к песням.
Официальный Сайт.
Сообщники Кингдома. Давайте знакомиться.
Фотографии

February 17th, 2010


Previous Entry Share Next Entry
stellie_irk
12:06 am - The Lost Children
Вот какие мысли родились на тему музыки с названием

Штрихи-наброски
ШТРИХ 1.Два мира.

Это чудо, не могу назвать его «песней», рисует нам два мира. Один - тот, который слышен явно, он расположился на переднем плане. Второй, тот, что пробивается сквозь него невнятными, но настойчивыми шумами. Первый мир красив, как сама песня, просто невыносимо красив. В нем звучат лес, солнце, зеленая лужайка, полеты в ветвях деревьев и отрыв по полной программе (ура, мы сбежали от родителей и теперь-то повеселимся!). Но когда долетают отзвуки того, другого мира, словно из-за стены, приглушенные чем-то и в то же время напористо звонкие, становится ясно, что желанный-то мир там. Это голоса детей. Намеренно записанные так, что текст этой речи разобрать сложно, если вообще возможно.

ШТРИХ 2.Потеря-поиски.

И почти сразу после появления этих голосов (в промежутке между припевом и вторым куплетом) вступает перкуссионный инструмент, звук которого может вызывать ассоциации с хлопаньем в ладоши (начало второго куплета). Пока эта музыкальная линия набирает силу, голоса детей становятся громче.
Эти «хлопки» оживляют у меня в памяти игру в жмурки. Тот, кто хлопает, ходит с завязанными глазами и должен найти, поймать любого из игроков. Вот он, этот момент «потери-потерянности» (lost children) – «поисков» (no one can find thee), который пока только ПРЕДчувствуется, но позже выльется в крик безысходности. Тут же вступает дудочка – пастушок, его инструмент, он ищет потерявшихся зверей из стада, еще одно «ощущение», которое очень органично вписано в картину леса. Значит, кто-то все же ищет…

ШТРИХ 3.Дети-взрослые.

Здесь уже хочется выпалить в лоб вывод, что история-то не об обычных детях. О детях, которые вовсе не дети, а взрослые. Потерявшись, они перестали быть детьми в прямом значении этого слова, ведь теперь нужно заботиться о себе самим. Ведь вальс-то вовсе не детский танец. Совершенно не детский. В нем и взрослые выстраивания отношений между мужчиной и женщиной, и взрослое самоопределение, и взрослая романтика.

ШТРИХ 4. Питер Пэн.

И еще один вывод, обобщающий предыдущий.
Не могу отделаться от мыслей о Питере Пэне и его банде. «Мы отказываемся быть взрослыми. Мы вечно будем жить как дети, давайте сбежим и построим свой мир». В этой точке соединилось столько красоты и трагизма, что и добавлять-то ничего не хочется. Этот бунт есть отчаянная попытка бороться за детство, которая сама по себе детство отрицает – ведь свой мир предполагает взрослую ответственность и самостоятельность. Это игра взрослых детей в детей маленьких, во время которой они бесконечно верят в свое допущение, что никогда не вырастут. Но в то же время они смотрят со стороны на теплый уютный дом и НЕ потерянных детей в нем, дверь открыта, но войти нельзя. И сквозь эту обреченность «молимся за наших отцов…»
*здесь есть идея о том, как эту концепцию можно развить в анализе лирики песни, я это сделаю отдельным постом, чтобы сейчас не уводить мысль в сторону*
Готовый портрет
_Музыка_


Как же изумительно две вселенные_две плоскости здесь организованы музыкально. Здесь два вальса в одном. Два круга.

Начинаются они из одной точки, потом разделяются. Вальсовый отсчет на две скорости – один ускоряется, другой замедляется. Если сначала это похоже на звон бубна, тихонький, то со второго куплета (When you sit there addressing, counting your blessings) эта линия усиливается, отчетливо выделяется, и по звучанию напоминает именно хлопки – когда играют в жмурки. Так один круг – те, кто хлопает, - более быстрый, оказывается внутри, и я бы интерпретировала его как тот самый дом, из которого доносятся голоса детей, где живут потерявшие своих ребятишек родители. Этот мир, на который наш герой и его друзья смотрят, но не могут до него дотянуться. Второй круг, замедленный (кажется, там вторая мелкая доля вальса обозначается не столько нотой, сколько счетом, мысленным), кажется, это мягкая басовая партия, - мир наших ребят, их волшебный лес, та стена, из-за которой они смотрят на … Home with their fathers… Snug close and warm, loving their mothers… Два круга вращаются каждый вокруг своей оси, не пересекаются.

Так эти два вальсовых круга идут параллельно, каждый на своей скорости, один внутри другого, большой и маленький, до того момента, пока не встретятся в кульминационном хоре – последнем припеве. И, когда стихнут голоса, они опять разделятся-разветвятся, все пойдет своим чередом. Скорость медленного круга, набравшая было обороты, угомонится, дышать уже можно спокойнее, медленнее, расслабленнее.

Есть в песне линия, будто бы совершенно выпадающая из общей картины. Оркестр, хор, лирическая, спокойная, нежная, будто бы НАД всем происходящим. Оберегающее. Утешающее. Надежда, - те взрослые, которые их ждут и ищут. Она где-то совсем на задах, так что и не расслышать с первого раза. Но ощущение ее (!) слышно отчетливо. Ощущение чего-то высшего – заботливого и безопасного.

Майкл в этой песне поет низко для себя, бархатно, мягко. Его и не узнать-то! Будто бы. Он маскируется: недоступные простому смертному высоты его голоса, эта его экспрессия, которую невозможно повторить, - всего этого нет. Он тут намеренно нежный и будто бы сдержанный. Это будто бы один из нас поет, простой и доступный. Чтоб стать ближе. Вот, ты, ты, ты и ты – сможешь взять мою песню и спеть. И вот эти «ты и ты» - вступает хор – их много. Таких простых, обыкновенных, вынужденных стоять перед открытой дверью счастливой семьи и не мочь войти – это не для тебя, это тебе не дозволено. И этот хор как раз выводит на кульминацию, в последнем рефрене, после, определенно, самой пиковой точки - But no one can find thee, Майкл тут буквально срывает голос, хотя поет при этом совсем не громко. Открытая дверь, вымаливаемый мир – протяни руку, но!... Туда нельзя. Строчка обрывается на больной ноте, но в этот момент Майкла обволакивает нежная оркестровая линия голосом без слов (аааа), будто укутывает теплым пледом. Момент самого явного отчаяния тут же разрешается надеждой. И подхватывает хор, и вместе все это звучит именно как молитва. И как заклинание, и как мечта, и как самопожертвование – если это не суждено нам, может, мы выпросим это для других, ценой своего детства? (В лирике песни это прямым текстом). В этом месте два вальсовых круга соединяются в одной точке, ритм отбивается с одной скоростью. Значит, разрозненность и невозможность попасть на вымечтанную территорию наконец исчезли. После момента пикового отчаяния – одинокого голоса Майкла – наступает единение, шаманство-колдовство, поддержка плечом-к-плечу, рука-в-руке. Голос Майкла сначала затихает, потом смешивается с голосами внутри хора и постепенно сливается с ними. И нежная оркестровая хоровая линия тоже усиливается, она или вместе с нарастающим единством множества голосов, или же это единство настолько прочно благодаря ей, неважно.

Заканчивается дудочкой. Как и начинается. В этом мире есть пастушок, или мечта о нем, и он ищет. Или кто-то хочет думать, что его ищут, и играет на дудочке. Играет нежно, как колыбельную, будто гладит по голове. И напоследок снова взрыв, по крайней мере, в моей реакции. Снова эта аранжировка из детских голосов, когда, казалось бы, все закончилось. Один старший, другой младший. Старший для младшего будто родитель: «темнеет, пойдем домой», младший будто беззаботен: «посмотри на деревья и милые цветы», но совершенно очевидно, что все это игра, игра в детство. Что оба они те самые герои нашей истории, «потерянные», и они пытаются притвориться беззаботными. Как Питер Пэн и его друзья играют в детство, на самом деле будучи очень взрослыми. И в доме, куда они пойдут, нет никаких пап и мам, зато есть взрослая ответственность в детском антураже. …Звучат шорохи леса, чириканье кузнечика, ощущение и теплого ветерка, и холода-одиночества одновременно.

Здесь вступает elga74 с анализом музыки:

1. Краски.

То, что меня лично при подробном слушании впечатлило более всего. То, что Майкл относится к выбору тембров с большим интересом и любит эффекты, основанные на «окраске» разных партий, слышно уже в играх с регистрами голоса в Off The Wall, но чем дальше, тем круче. Lost Children - своего рода вершина. Песня традиционная («белая») по звучанию, мелодичная, с простой гармонией, легко укладывающаяся в памяти, но при этом не банальная - прелесть что за песенка. Ее можно было бы аранжировать обычными оркестровыми тембрами в обычном "белом" эстрадном стиле "голос + аккомпанемент аккордами + пара деталек-украшений", и всем бы понравилось. Вместо этого Майкл затевает какую-то высшую математику инструментовки, причем у меня впечатление, что он делает всё, чтобы эта сложность ни в коем случае не была замечена. Аранжировка звучит очень слитно и активно сопротивляется попыткам "расчленения". Это не наше дело - как это сделано. Это, уж извините за выражение, та самая пушкинская простота, когда килограммы черновиков летят в огонь, чтобы на выходе получилось понятное младшекласснику: "Мороз и солнце, день чудесный!.."

This is it, люди, я по-другому сказать не могу.

Использованы смешанные тембры. Много. Может быть, вообще все. Насколько я понимаю, обычно эстрадный аранжировщик выбирает инструменты с контрастным звучанием, чтобы слушатель мог вполне насладиться его идеями, чтобы каждая линия без труда прослушивалась. Майкл тоже любит контрасты. Но здесь он с самого начала, например, выпускает фортепиано и что-то струнно-щипковое - то ли гитару, то ли арфу, то ли обе сразу — близкие тембры. Они играют, в общем-то, одну партию или несколько очень похожих, но это не обычный ансамбль инструментов, а какое-то постоянное переливание тембров и акцентов: сначала явно рояль, потом явно гитара, потом вроде бы арфа, но и гитара вот она, но и рояль где-то далеко на фоне остается. У них там какие-то сложные отношения и перемены ролей. И я согласна с ассоциациями stellie_ , это похоже и на карусель, и на игру в догоняшки :) Похожие странности происходят с тембрами мелодических инструментов (таких, которые могут тянуть звук). Тут уже в чистом виде смешанные тембры: одна партия сливается из нескольких голосов разных инструментов, и получаются тембры просто неидентифицируемые. Голоса, которых не бывает! И прямо внутри этого небывалого голоса начинаются те же переливы: сначала он звучит похоже на струнные, потом плавно переливается в синтетический "хор", ко всему этому подмешано еще что-то тонко звенящее, но тоже не равномерно, а мерцаниями, сильнее-слабее...

Там, где нужно провести линию - он рисует реку, "полную рыб, чудовищ, растений" и солнечных отблесков на поверхности. И при этом делает всё, чтобы при беглом взгляде на картину вам показалось, что это просто линия.
И такие чудеса по всей аранжировке, насквозь. Она вся сплетена из вот такого волшебного материала, который к тому же "ведёт себя" - непрерывно изменяется во время звучания.

Кажется, если _одну_ вот такую переливчатую линию поставить в центр аранжировки и чуть-чуть поддержать басами, ритмом, какими-нибудь мелкими деталями - будет готовое произведение, это же интересно само по себе! Но нннет, это только материал, а мы будем делать

2. А story.
Это то, о чем пишет stellie_ , мне очень нравится такое решение - хотя варианты интерпретации, конечно, могут быть разные.

Мы втроём это когда-то обсуждали, то ли здесь есть наложение размеров, то ли показалось. Да, я думаю, оно там есть. Основной размер - 3/4, сильные доли с самого начала обозначены мягкими шагами в басу. В куплетах бас шагает на каждую сильную долю, в припевах - через такт, это уже намек на замеченный jottomaks более крупный размер 6/4, объединяющий по два "основных" такта. Он обозначен в основном этими самыми четкими стуками на сильную долю каждого _второго_ такта 3/4, плюс поддерживается басовыми шагами в припевах. Интересно, что акцентируется каждый второй из двух слитых тактов, а не первый. Получается, что в размере 6/4 вместо сильных подчеркнуты четвертые - _относительно_ сильные доли. Это разновидность синкопы, но это ладно, важнее, что то же самое имеет место в самом дробном размере - 6/8. Этот размер, замеченный stellie_ , обозначен переборами фортепиано-гитары-арфы или кто там есть и как бы укладывает в каждый "основной" такт два полутакта по 3/8. Вообще одних переборов недостаточно для того, чтобы говорить о размере 6/8, но дальше гитара очень ясно акцентирует каждую четвертую восьмушку. Вот этого в нормальном размере 3/4 быть не должно, потому что в размере 3/4 восьмые группировались бы как 2+2+2, а здесь подчеркивается группировка 3+3 - это действительно размер 6/8.

Короче: имеем "базовый" размер 3/4.
Такты этого размера объединены по два в "надтакты" с размером 6/4.
И при этом каждый "базовый" такт содержит в себе два полутакта с размером 3/8, т.е. в "базовом" такте накладываются размеры 3/4 и 6/8.
Особенно интересно сходство между самым "крупным" и самым "дробным" размерами: оба шестидольные, оба с подчеркнутой четвертой долей.

Настоящих изменений темпа в песне нет, все очень стабильно, хоть вместо метронома включай. Но иллюзия ускорения-замедления создается за счет таких же примерно переливов между разными партиями, как и тембровые переливы внутри каждой партии. Одни голоса выходят вперед, другие уходят в тень, и получается, что подчеркнут то один размер, то другой, то сильнее, то слабее, то насыщеннее, то прозрачнее. Майкл управляет нашим вниманием и делает кино в нашей голове.

P.S.
Сей текст (не говоря уже про публикацию ;) состоялся исключительно благодаря Лене . В жизни бы мне ни пришло в голову развивать письменно крошечную мысль, случайно оброненную в разговоре, если бы меня не вдохновляли и не подпинывали организовывали.
А еще спаcибо Богу, Майклу и моей маме ;)))

(60 screams | Scream)

Comments:


[User Picture]
From:jottomaks
Date:February 16th, 2010 03:08 pm (UTC)
(Link)
во-первых, я страшно рада, что появился этот пост *теперь можно будет выложить свой*
во-вторых, я страшно рада, что он значительно дополнен по сравнению с первым вариантом, и дополнен удачно.
после Наташиного поста тема Lost children волнует меня сильно (Наташа знает об этом лучше всех ;) а ведь раньше я считала ее простенькой песенкой. сколько всего я в ней не слышала. к тому же она заставила меня прочесть Питера Пэна. и кстати дудочка у меня теперь всегда будет ассоциироваться именно с ним Пэна :)))))
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 16th, 2010 03:14 pm (UTC)
(Link)
Не выкладывай, пожалуйста, свой пост, пока я завтра не выложу свой. Сегодня доработать его не было ни сил уже, ни времени. Просто я написала еще один, но он сюда не вписался, потому что уводил бы мысль читателя в другую сторону.
[User Picture]
From:lietana
Date:February 16th, 2010 03:40 pm (UTC)
(Link)
спасибо, чт выложила это все сюда. Я читала те обсуждения и очень жду комментов с мнениями. Ты проделала гигантский труд, и Лена внесла свою лепту. Но мне почему-то кажется, что чего-то не хватает, какой-то то ли скрепки, то ли ключика ко всему написанному. Че8о-то очень простого лежащего н аповержности. Пойду слушать и думать :))))))))))))
[User Picture]
From:mozgotron
Date:February 16th, 2010 04:04 pm (UTC)
(Link)
Если я правильно понял авторов, речь здесь о композиции из альбома Invincible. Сам тоже, помню, писал сочинение по русскому языку на свободную тему и называлось оно ни много ни мало — Dangerous. Сочинение об одной из песен Майкла. Заранее оговорюсь, не могу найти тетрадку с этим сочинением. Препод на всю группу читала, как закрутил сюжет, говорила, какие обороты. Я чуть от смущения не помер.
[User Picture]
From:dina_frost
Date:February 16th, 2010 04:04 pm (UTC)
(Link)
Эк вы , девушки, сложно завернули - такты, размеры :) Благодаря вам и Майклу я медле. улиочным темпом, но продвигаюсь в своем умени "слышать" музыку и различать отдельные линии...

Спасибо, очень интересный пост.Я пока так тонко разобрать не могу, но точно знаю, что в этой песне я "вижу" ребенка, беззаботно раскачивающегося на качелях и детей, играющих в прятки... и это не только потому, что там слышны детские голоса, а из-за музыки - в ней это есть.
[User Picture]
From:lubash13
Date:February 16th, 2010 05:51 pm (UTC)
(Link)
Вот спасибо. Я сегодня проснулась с острым желанием послушать эту песню. Хочется плакать во время нее все время. Потрясающая песня.
Еще раз спасибо.
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 17th, 2010 05:04 am (UTC)

Тебе спасибо ;)

(Link)
Совпадение? Захотела послушать, а тут пост про нее?
И каждый раз хочется плакать в разных местах! Как раз из-за этих тембров... Если первый раз плакать хочется закономерно на кульминации find thee, то потом уже ... где попало.
[User Picture]
From:marinamarymarch
Date:February 16th, 2010 06:44 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за проделанную работу! Как жаль, что по части музыкальной теории не могу оценить по достоинству, совсем не разбираюсь в этом. Но по части образов - потрясающе!
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 17th, 2010 04:44 am (UTC)

Тебе спасибо ;)

(Link)
Но в наслоении размеров-то разбираешься? ;)С этим-то просто. Мне ведь по жизни медвед на ухо наступил, а вот ведь что случилось :)))
[User Picture]
From:amor_
Date:February 16th, 2010 09:20 pm (UTC)
(Link)
Интересная мысль про то, что вальс - взрослая романтика. Не задумывалась.:) Про философию Питера Пэна очень хорошо сказала, про потерянность и бунт... Вообще безотносительно Майкла есть тут момент: мне кажется, этот бунт всё нарастает в каждом поколении. Есть некая тоска в человечестве о вечном детстве. Не у всех, но у многих. Но в конечном итоге это тоска по идеальному миру, где нет всех тех проблем, которыми мы обрастаем за жизнь, постепенно взрослея. Ох, это надо поварить в себе... Столько воспоминаний всплыло. Даже вспомнила один пост о "детскости" части современных людей, как бунта. Ходил такой по ЖЖ, передаваясь из рук в руки.

И про вальс: сейчас сообразила, что ведь и "Сьюзи" написана в ритме и форме вальса... Интересная деталь. Трагичная история о девочке - тоже в форме вальса.
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 17th, 2010 04:27 am (UTC)
(Link)
О, это Саша заметила и мне давно уже сказала! Про Сьюзи. Я сама еще не замечала пока этого :)Надо будет посчитать, какая там скорость :)
***
Рада, что эти мысли безотносительно Майкла нравится. Так они могут выйти за рамки его биографии на уровень такого вот обобщения. Причем выйти из его творчества...
[User Picture]
From:erikajun
Date:February 16th, 2010 11:04 pm (UTC)
(Link)
Как интересно :). Часть "ШТРИХ 3." Дети-взрослые - очень согласна. Эта линия во многих вещах.
И "1. Краски" - про высшую математику и Пушкина - замечательно. Для себя давно как-то вдруг поняла, что Майкл мне нравится именно так (в том числе) - качественно - как Пушкин, тем, что не задумываешься и нравится, кажется всё просто, но никто так больше не сможет. И такое у меня есть подозрение, что и нет там у обоих у них и тонн черновиков, проходит этот процесс где-то там внутри их естества, может и сами не всегда его могут поймать, и на выходе - шедевр. Подумалось, может, дано такое людям, чьи корни на африканском континенте? И оба так дороги так называемому "белому миру". И сколько же там ещё гениев, на том континенте,и мы их никогда не узнаем
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 17th, 2010 04:41 am (UTC)
(Link)
1. Да, вот интересно, что все называют Майкла таким большим ребенком, а песен детских, для детей у него нет. Ну вот ничего близкого по духу песне "У Мэри был маленький барашек". У него всегда тысячи переплетений чувств, клубки противоречий, у детей ведь нет такого, у них все просто...
2. Да были у обоих тонны черновиков. Только исписывались они с азартом и легкостью. И с такой же легкостью ненужное летело в огонь. И все эти тысячи исправлений для них был полет души :)Тут где-то недавно выкладывался вариант Билли Джин с другими словами, у Триллера другой текст был. Многие песни годами просто лежали, пока он занимался поиском нужной ноты. Такой большой перерыв между альбомами ведь неспроста. Произведение падает тебе на голову с неба, а ты его шлифуешь потом до вот такого совершенства...
[User Picture]
From:lubash13
Date:February 17th, 2010 05:37 am (UTC)
(Link)
А я думала, он там поет про деток-сироток. Так жалко сразу становится и плачешь. А про детей-взрослых и Питера Пэна я как-то не думала :)
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 17th, 2010 07:02 am (UTC)
(Link)
Ну, гениальность гениальных вещей как раз в том, что их можно миллионажды интерпретировать, и все будет правильно. Лишь бы с аргументацией.
Про деток-сироток я не думала, потому что это для меня слишком просто :) Хотя это тоже верно - самая простая версия, лежащая на поверхности. Песня меня прибила с первого с нею столкновения. Вот такой картиной и прибила - стоишь, смотришь на чужие счастливые игры и заботящихся родителей, а у самого такого нет. Не знала, что такое есть в фильмах про Питера Пэна, даже когда писала этот текст. Когда узнала, была... сказать в шоке - ничего не сказать.
[User Picture]
From:zhdanova_marija
Date:February 17th, 2010 06:47 am (UTC)
(Link)
спасибо, открываете новый взгляд (и не один!) на эту песню
раньше воспринималась как молитва взрослого за потерянных детей, оказывается, она и про взрослых...
одна из тех песен, про которые спрашивают: "это тоже Майкл поет?!"
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 17th, 2010 07:07 am (UTC)
(Link)
У меня первый шок был, когда я встретила ЭТО на диске Майкла. Неверие в то, что это он: "не в его привычном стиле", и в то же время такое любовное узнавание его, и понимание, что у него миллион стилей. Я была уверена, что слышала это раньше.Но мне бы и в голову не пришло, что это ЕГО...
"Молитва взрослого за потерянных детей" - это просто первый вывод по тексту. :) Да, текст красивый... Но меня долго не отпускало - где потерянный, когда? Что это за явление такое - "потерянные дети"? Что это за родители, которые своих детей теряют? (Про то, что это именно так сказано в книге Джеймса Барри, я не знала).
А какой всеобъемлющий образ. Потеряться ведь можно и внутри себя самого, и посреди большой толпы... потерять можно свое детство, не заметить его или забыть, или не прожить, - и здесь никто ведь в этой песне никого не винит...
[User Picture]
From:just_drimer
Date:February 17th, 2010 02:29 pm (UTC)
(Link)
Удивительно!! Всегда считала ее самой простенькой в альбоме!! Открыли глаза!!
[User Picture]
From:stellie_irk
Date:February 18th, 2010 07:54 am (UTC)
(Link)
Я рада. Я ее разглядела благодаря внешней "простенькости". Это кратчайший путь к моему сердцу - чтоб было внешне просто, а при ближайшем рассмотрении.... :)

> Go to Top
LiveJournal.com